Библиотека >> СТИЛИ

Хунцуань — Красный кулак

Провинция Шаньси является колыбелью китайской цивилизации и исторической родиной боевых искусств Китая. За прошедшие тысячелетия в ней было создано множество видов традиционных б.и., среди которых большинство поклонников привлекает стиль Хунцюань — «Красный Кулак».

В Исторических Записях рассказывается о том, что император Циньской династии Ин Чжень (также известный как Цинь Шихуан), празднуя победу над врагом, приказывал своим солдатам «издавать громоподобные звуки, стуча себя по рукам и ногам (как при выполнении упражнений по боевой «набивке»), выражая таким образом свой восторг.Стили Хунцюань и Паочуй («Пушечные удары») переняли эти «взрывные» движения и подобные элементы присутствуют в формах этих стилей.

В главе Куаньцзин Цзе Яо (Основные принципы и указания для тренирования боевых искусств), трактата Цзи Сяо Синь Шу (Обновленные записи о военных тренировках), написанного Ци Чжигуаном, дается исчерпывающее описание Хунцюань. В разделе Тайцзу Хунцюань Санши Эр Ши (описание формы) содержится большое количество указаний на диалекте Шаньси. Этот труд используется изучающими Хунцюань и по сей день.

Стиль Хунцюань является одним из самых совершенных видов, среди всех боевых искусств Китая. Многие области гордятся своими боевыми искусствами, например Дун Кянь (Обращение с копьём Восточного Китая), Си Гун (Обращение с шестом Западного Китая), Гуан Чжун (Способы работы без оружия центрально-шаньсийиской равнины), а также Чацюань, Тунбэйцюань, Хунцюань и прочими, среди которых Хунцюань выигрывает по многим показателям.

Вобрав в себя достоинства школ Нейцзя (школы Внутренней Семьи, делающие основной упор на культивацию внутренней энергии) и Вайцзя (школы Внешней Семьи, уделяющие основное внимание практическому боевому применению).

Со времен правления императоров Кянлуня, Цзякиня и Даогуаня, династии Цин и далее, Хунцюань преобладал в пяти северо-западных провинциях Китая, и поэтому получил сильный отпечаток стилей этих регионов. Во время правления императоров Кянлуня и Даогуаня, стиль особенно активно и неограниченно впитывал приемы для практического боя из других школ, и был доведен до совершенства такими его знаменитыми представителями как мастер Яоцзи Гао Сан, Хэйху Син У, Эр Ху Су Сан, Ли Сы и другими мастерами, которые внесли неоценимый вклад в создание и распространение Хунцюань.

Li Wanfu_02 Li Wanfu_01 Характер форм и движений Хунцюань основывается на 2-х принципах (Чен и Чжань) и 8-ми способах (Бафа), как их вариантах.. Чен и Чжань означают, соответственно, «владение хорошо защищённой атакой» и «уловка в поединке». Бафа - это 8 типов умений, таких как Чен, Чжань, Гоу, Гуа, Чань, Лань, Куа и пр.

Позиции стиля Хунцюань выглядят устойчивыми и ловкими; движения тела очень гибкие; скорость движений довольно большая; приёмы весьма искусные, даже замысловатые; повадки внешне мягкие, внутренне прочные, с акцентом на принцип «гибкости».

Метод практикования Хунцюань основывается на принципах «мягкие повадки, правильно выстроенные, точные приёмы, и мягкий контроль за дыханием», а также «использовать волю как основу и не делать акцент на использование силы». В бою придают большое значение принципу «обмануть противника, маневрируя, используя Шаг(темп) Восьми Триграмм, Гао Пэн (расширение), Ди Гуа (опрокидывание), Ли Гоу (опрокидывание вовнутрь), Вай Куа (внешний перехват), Дяо Да Кяо Цзи (искусная атака), Чжуань Шэн Као Тье (наклон в ближнем бою). Движения тела основываются на принципах Нин Яо Бай Куа (движения поясницы для уклонения), Цзай Гуй Дяо На (искусный захват), Би Цзян Ли Хуа (захват и соскальзывание, используя касание плеч с противником).

Тренируя движения рук в Хунцюань, придают важнейшее значение методам Шань Си (уклонение), Тен Но (движение в темпе), Ли Цзяо (опрокидывание вовнутрь), Вай Цзяо (опрокидывание наружу). Все вместе, эти принципы объединены в стихотворную формулу из 16 иероглифов: Чэн Бу Вэй Му (использовать Расширение как основу) Гоу Гуа Вэй Нен (сосредоточиться на Опрокидывании и Перехвате) Хуа Шэн Вэй Бу (регулировать движения тела в соответствии с темпом(шагами)) Дяо Да Вей Фа (уделять особое внимание искусным приемам)

Применительно к практике хунцуань, всегда подчеркивается, что следует упражнять волю по принципу «кулак быстр как падающая звезда, взгляд как электрический ток, тело гибко как змея, ноги сильны как колонны». Сила должна зарождаться в ступнях, собираться и направляться поясницей, пронизывать конечности, наполняя организм Цзин (силой), Ци (энергией) и Шэн (духом).

Создавая правильные условия для культивации энергии, изучающие Хунцюань стараются придавать большое значение гибкости, практикуя основные тренировочные комплексы, такие как Ши Да Хунцюань, Да Сяо Хунцюань, Эр Лу Хунцюань. Самые типичные формы Хунцюань , это Юнь Шоу, Мо Шоу, Чань Яо Хэн, Лю Хэ Шоу, Ке Ди Лун, Хоу Ван Цзин, Ляо Ин Чжан, Кун Лань Шиi, Чэн Бу Ши, Ян Цзи Хань Ни, Дин Бан, Мэй Ну Чжао Цзин, Инь Мянь Те Цзинь, Чжай Гуань То Сюэ, Куй Син Ти Доу, Ши Да Сиан, и др.

Последовательности форм Хунцюань основываются на: Му Цзи Цюань (Си Цзю и другие подобные.), который создает особенности движения рук; Тунбэйцюань (Шаньсийский Тунбэй), свойства которого — управление Ли Фа и Цзин Коу; Сяо Хун, Да Хун, Эр Лу Хун, в которых придерживаются рекомендации использовать Расширение как основу, и сосредоточиться на Опрокидывании и Перехвате.

Цзи Цюань (Стиль обезьяны), который учит искусным захватам и атакам; Пао Цюань (Пушечный кулак, включающий Пао Чуй (Пушечные Удары) и Удары Сыба(вид молота)), который делает акцент на использование в ближнем бою ударов сокрушительной силы; Стиль Пьяного (в него входят Цзуй Да Шань Мэнь, Цзуй Ба Сянь и др.), в основном акцентирующийся на борьбе на земле.

В стиле Хунцюань используются следующие виды оружия:

Меч Дао, Копье, Шест, Меч Цзянь, Трех секционный цеп, Большая цепь, Маленькая цепь, Хлыст, Двойной Хлыст, 9-секционный хлыст, Метательный молот, Двойной крюк, Глефа ¸сен и Осеней, Пехотный меч Дао и др. Чэн (Расширение) Находясь в стойке лука, нейтрализовать атаку противника, с помощью рук.

Чжань (Раскалывание) Основа уклонения. Использовать дугообразное движение рукой снизу вверх, чтобы расколоть силу противника.

Гоу Гуа (Опрокидывание и Перехват) Это основные действия защитного характера, используемые в Хунцюань, которые, однако, проявляют свойства и защиты и атаки. Часто используются чтобы избежать атаки ногами.

Чань (Спутывание) Этот вид движений сходен с тем, который присутствует в Shadowboxing (Бое с тенью). Предназначен для того, чтобы разрушить силу противника, формируя движение вдоль руки, оборачивая таким образом ситуацию в свою пользу.

Лянь (Запирание) Если руки оппонентов касаются друг друга, этот способ движения эффективно разрушает атаку противника.

Нянь(Запутывание) Вынудить противника потерять равновесие, управляя его силой, что демонстрирует мастерство в принципе Сы Лян Ба Кянь Цзинь (победить более сильного соперника, используя минимум усилий)

Куа (Отход назад) Специальная форма в Хунцюань, предназначенная для атаки противника в ближнем бою.

Гао Пен Ди Гуа
Гао Пен(Толкание локтем) значит избежать атаки врага, создавая защитный круг руками. Ди Гуа (Опрокидывание) означает перехитрить противника атакующего ногами.
Liu Cunhe_01 Li Fengchun_01