Библиотека >> КИТАЙСКАЯ КУЛЬТУРА

Цигун 氣功

Цигун — искуство управления внутренней энергией

В разные века и в разных странах люди задумывались о том, как продлить молодость,сохранить работоспособность, и даже в преклонном возрасте наслаждаться всеми радостями жизни. Человек ни когда ни в далекие времена,ни сегодня не хотел болеть и уж тем более не хотел умирать. Люди всегда старались найти средства для увеличения продолжительности своей жизни.Человек всегда полагал,что живет слишком малый срок.

Цигун сокровище китайской культуры,ключ к разгадке многих тайн тела человека. В китае цигуном занимаются многие,ранним утром в парках,садах можно увидеть сотни людей самых разных возрастов.За свою многотысячелетнюю историю китайская гимнастика выработала уникальные методы позволяющие укрепить здоровье,отодвинуть старость,увеличить продолжительность жизни.

В китайской медицине цигун занимает важное и почетное место. Иероглиф ци (氣) соединяет несколько понятий,жизненную силу,дух,настроение,жизненную энергию. Иероглиф гун(功) контролировать,управлять.

Цигун — мастерство управления энергией. Природа как считают в Китае — это живой постоянно развивающийся организм. ЦИ — это дыхание самой природы,ци вокруг нас и внутри нас,ци всегда меняется следуя природным законам,в смене дня и ночи,временам года,фазам луны,движениям планет.

 

Гармония ци необходима для хорошего функционирования любого существа,дефицит энергии ци или ее полное отсутствие становятся причиной болезни и смерти.

 

Искусство укрепления энергии старше самой истории.В Индии его называют йогой, древние греки и египтяне называли его искусством таинств, в Тибете искусством мудрости,в Китае есть цигун.

Мастера древних народов оберегали свои тайны от посторонних,обучая только немногих,избранных учеников.Однако цели и философия искусства укрепления энергии были удивительно схожи,и хотя жизненную энергию изучали во многих культурах,ни где ее не изучали так глубоко,как в китайской,может быть и потому ,что долголетие одно из важных основ китайской культуры.

Самое раннее упоминание об исцеляющих движениях найдено в трактате легендарного правителя Китая Желтого императора «О внутреннем»,трактат датируется 2600 до н.р. Там написано — Дикие люди жили среди диких зверей и птиц,им приходилось двигаться подобно этим животным,что бы летом избежать жары,а зимой холода.

Сейчас у гимнастики цигун много самых разных направлений:
лечебная школа цигун — это профилактика и лечение болезней,продление жизни,достижение долголетия при бодром теле и ясном уме.

Боевой цигун укрепляет дух и тело для борьбы с врагом,это тренинг мгновенных реакций и состояния невозмутимости в любых ситуациях.

Одна из разновидностей боевого цигун — жесткий цигун.Практика жесткого цигун делает тело не чувствительным к ударам,мастера жесткого цигун могут мгновенно концентрировать энергию ци на нужном участке тела,это позволяет разбивать бетонные плиты,кирпичи,деревянные брусья,выдерживать большие нагрузки,противостоять режущему и колющему оружию.

В боевой цигун входит и легкий цигун,который учит управлять весом своего тела,быстро перемещаться на протяжении многих часов и не ощущать при этом усталости,быстро взбираться на самые крутые горы,так тренировали в прежние времена воинов и гонцов.

Согласно даоскому учению,основой мирового порядка является Дао — путь. Им следуют звезды,небо,планеты,земля,неживые предметы и одушевленные существа.Никто и ни что не может уклониться от своего пути,все несчастья и все болезни в жизни людей,происходят от попыток противиться его предначертаниям,поэтому задача человека постичь свой путь.

Учение о долголетии,достижения бессмертия существенный элемент даоских практик.Рецепты о долголетии собирались на протяжении тысяч лет и передавались из поколения в поколение,считалось,что даоский монах должен сам решать, когда его душе отправляться в мир иной.

Многие даосы благодаря особой диете,а так же занятиям цигун существенно продлили свою жизнь,демонстрируя чудеса силы и выносливости,даосы слыли настоящими волшебниками и им было подвластно многое.В китайской истории сохранилась информация о 8 бесcмертных,они жили в эпоху бо-линь за 1000 лет до н.э.Эти люди могли заглядывать в прошлое и в будущее,умели мгновенно перемещаться в пространстве на огромные расстояния,обходиться без пищи и воды,а так же владели множеством специальных магических сил.

Наблюдая за животными даосы открыли удивительную закономерность,чем чаще дыхание,тем меньше продолжительность жизни,так долгожительство черепах,связано с их низкой частотой дыхания 3-4 вдоха и выдоха в минуту,обычный человек дышит 15 раз в минуту,практикующие цигун могут снижать частоту дыхания даже ниже частоты дыхания черепахи.

Эксперименты продемонстрировали,с помощью дыхания ум может установить сознательный контроль над телом.Развитие особых психических и физических способностей,которыми славятся даоские мастера цигун, главным образом связаны со способностью управления дыханием.

Управляя дыханием настоящие мастера цигун развивают в себе сверх способности и умеют делать то,что другим не под силу.

Управление частотой дыхания позволяет установить контроль и над эмоциями,основа всех болезней — эмоции.

От сильного гнева страдает печень От излишней радости и излишней печали — сердце а тем кто часто находится в уныние следует опасаться легочных заболеваний,так говорят в Китае.

Поэтому одна из целей цигун достижение внутренней гармонии и внутреннего покоя. «Это когда на сердце становится тихо и не чего существует,в голове пусто и тоже тишина,руки на дань-тяне,и ты входишь в полный покой» — Инь Джуньшань — даоский монах из монастыря Чжунъюэмяо.

Согласно китайскому искуству цигун,корнями жизни является «Три сокровища»(сань бао) или «Три начала»(сань юань) или «Три основы»(сань бинь).Это Шень(дух),Цзин(Семя)и Ци(энергия), они считаются началами и корнями нашей жизни.

Основными целями практики цигун являются сохранение цзин, усиление и сглаживание циркуляции ци, а также просветление шэнь.

Шэнь – это центр всего вашего существа, то, что делает вас человеком. Животные не имеют шэнь. Шэнь в вашем теле должен питаться ци, или энергией. Когда ци наполнена, шэнь оживлен.

Цзин – это первоисточник и фундаментальная часть каждого живого существа, определяющая его природу и качества. Это корень всей жизни человека.

Ци – это внутренняя энергия вашего тела. Она подобна электричеству, приводящему в движение машину. Ци получается отчасти при преобразовании цзин, полученной вами от родителей, отчасти из воздуха и пищи.

Цзин полученная от родителей называется «Юань цзин» ее можно представить как незримую батарейку,которая при рождении вкладывается в тело.Чем долговечнее и мощнее изделие,тем долговечнее,бодрее и здоровее существо.Цзин передается от родителей по наследству, но никакие внешние признаки не могут служить показателем или критерием будущности чада. У цветущих здоровяков может родиться квелый мышонок, а у болезненных инвалидов — сущий демон, и находится сие целиком и полностью во власти Создателя.

Такая наследственная Цзин именуется «Юань Цзин», то есть «изначальная».Хранилищем Юань Цзин являются почки, поэтому народная мудрость велит оберегать их особенно тщательно. Укрепление («гу») почек есть укрепление изначальной Цзин («гу цзин»), застудить же их означает полный капут.

Китайцы, практикующие медитацию и цигун, считают, что в теле содержится два основных типа ци:

1.Юань Ци («изначальная» Ци), которая образуется непосредственно из Юань Цзин в почках, перемещается в нижний даньтянь (подробнее об этом далее), и там скапливается, ожидая своего применения и постепенно смешиваясь с «посленебесной» Ци, стекающей из верхнего даньтяня. Иногда ее называют «Прежденебесной» Ци(Сяньтянь Ци), так как еще не родившийся (не видевший неба) ребенок обладает лишь ею.

Хоутянь Ци («посленебесная» Ци) образуется из Хоутянь Цзин, приходящей к нам с пищей и вдыхаемым воздухом.

Энергия разгуливает по телу не абы как, но в строжайшем порядке, придерживаясь невидимых протоков или каналов. Их свойства и топография изучены давным-давно, и под названием «меридианы» они вошли в западную науку и медицину приблизительно в XIX столетии, уже имея за плечами тысячелетнюю историю. Тот, кто интересуется подобной тематикой, могут приобрести пособия по иглотерапии и вечерами пугать своих домашних словечками типа «сань-инь-цзяо» или «вай-хуай-цзянь»:).

С точки зрения цигун, такие знания полезны, но не обязательны, нам достаточно помнить основы, гласящие, что:


— существует 14 постоянных («классических») меридианов, половина которых считается Инь, а половина — Ян. «Янские» меридианы расположены преимущественно на наружной (разгибательной) стороне конечностей, по бокам туловища и вдоль спины, а «иньские» проходят по внутренней стороне конечностей, животу и груди. Каждый меридиан имеет свое название и связан с тем или иным органом или группой родственных органов; — помимо постоянных, существует 8 «временных» меридианов, именуемых также «чудесными сосудами», но не в смысле артерий или вен, а в смысле «резервуаров». Они активизируются или проявляются лишь в случае нарушений баланса Ци в постоянных меридианах, выполняя функцию перераспределения энергии, ликвидации избытков и восполнения недостатка. Это автоматический регулятор, поддерживающий гармонию и порядок.

Для плодотворных занятий цигун знание меридианов полезны, но совсем не обязательны, за исключением некоторых.

Это:«переднесрединный», «заднесрединный» и «опоясывающий» каналы. Два первых образуют так называемый «малый небесный круг» циркуляции энергии, а третий, наиважнейший из «чудесных сосудов», играет (в числе многих иных функций) роль перемычки для перенаправления потока Ци, например, в руки. Очень часто переднесрединный меридиан именуют «каналом зачатия» (жень-май), а заднесрединный — «управляющим каналом» (ду-май). Помимо каналов, говорят также о «даньтянях», являющихся накопителями и центрами сосредоточения определенных типов энергии, которая в них поступает, хранится, смешивается с другими своими разновидностями, сгущается и так далее. В индийской традиции их называют «чакрами». Классический вариант предусматривает пять областей даньтянь: — голова с центром в точке инь-тан (между бровями), — грудь с центром в точке тань-чжун (между грудными мышами), — поясница с центром в точке мин-мэнь, — живот с центром в точке ци-хай (чуть ниже пупка), — малый таз с центром в точке хуэй-инь (в промежности). Однако даосская традиция выделяет лишь три дань-гяня: — верхний (Шан даньтянь) — голова, — средний (Чжун даньтянь) — грудь, — нижний (Ся даньтянь) — живот. Даньтянь это некая область, в которой может скапливаться, сохраняться и преобразовываться жизненная энергия.

Верхний данътянь вовсе не заполняет собой всю пустоту (у кого как) головы, а локализуется вокруг гипофиза, который является частью так называемого «Хрустального дворца», расположенного в центре черепа и включающего шишковидную железу, таламус и гипоталамус. Он связан с каналом ду-май через точку инь-тан, именуемую также «третьим глазом». Название пошло оттого, что активация или «открытие» данной точки позволяет «видеть» явления тонкого плана (различные ауры, энергетические феномены и прочее, в том числе привидения и чертей), поскольку верхний даньтянь есть обиталище духа Шэнь — истинной сущности человека.


Средний даньтянь — это одновременно место хранения «посленебесной» Ци (Хоутянь Ци), и «плавильная печь», в которой образуется Шэнь. Большинство даосских систем выстраивают свои техники так, чтобы «охлаждать» средний даньтянь и его Хоутянь Ци, всячески избегая пользоваться последней в чистом виде. К счастью, она не резервируется здесь навсегда, а постепенно стекает в нижний даньтянь и смешивается там с «прежденебесной» Ци (Юань Ци). Относительно расположения данной зоны существует небольшое разночтение. Одни говорят, что средний даньтянь залегает в районе солнечного сплетения, другие —чуточку выше, в нижней части грудной клетки, примыкая к меридиану жень-май в точке таньчжун, находящейся на горизонтали между сосками. Вероятно, второй вариант ближе к истине.



Нижний даньтянь наиболее известен «в миру» даже тем, кто никогда не слышал о двух остальных,он находится в нижней части живота, примыкая к меридиану «жень-май» в точке ци- хай («море энергии»), расположенной на 3-5 см ниже пупка.Сосредотачиваясь или, как принято говорить, медитируя на нижнем даньтяне, мы создаем благоприятные условия для накопления в нем энергии, а хороший запас Ци является залогом здоровья и активной длительной жизни.

Крайне важно правильно понимать физическую суть меридианов и даньтяней. Это отнюдь не явные материальные образования, а что-то вроде линий и зон пространства со специфическими свойствами по отношению к тонким видам энергии. Так, они не могут быть выделены на поверхности кожи или внутри тела никаким образом, кроме сверхчувствительного восприятия мастера цигун или особыми приборами, реагирующими на электрические аномалии. Сосредотачиваясь или, как принято говорить, медитируя на нижнем даньтяне, мы создаем благоприятные условия для накопления в нем энергии, а хороший запас Ци является залогом здоровья и активной длительной жизни. Популярное слово «цигун» в прямом переводе означает «работу с Ци», но для того, чтобы с чем-то работать, это «что-то» надо иметь. Подобный феномен достигается длительной практикой сосредоточения, дыхания и выполнения элементарных форм, включающих те или иные физические действия, движения,комплексы цигун или тайчи.

Итак: В отличие от иных видов сосредоточения концентрация внимания на нижнем даньтяне не сулит ничего дурного,а только пользу!

Если Ци прочувствована и накоплена, ее следует направить циркулировать по «орбите». Различают малую и большую «небесные» («космические») орбиты. Большая предполагает равномерную и беспрепятственную циркуляцию по всем каналам, без каких-либо заторов и «пробок». Реально у абсолютного большинства людей такая циркуляция, разумеется, происходит (иначе перед нами труп), но скверно. К сожалению, реализация циркуляции по «большой орбите» требует многолетнего вдумчивого труда, однако вполне осуществимо достичь «малой циркуляции» по кольцу, образованному меридианами ду-май и жень-май:Ду-май объединяет и контролирует все Ян-каналы (точка чан-цян является их общим «сборным пунктом») а жень-май — все Инь-каналы через точку хуэй-инь. Существуют внутренние и наружные ходы меридианов. Обычно на схемах показан внешний, кожно-сухожильный путь. Для меридиана ду-май он начинается точкой чан-цян, расположенной в промежности между анусом и копчиком, проходит по центру спины, далее по средней линии головы, через лоб и нос, заканчиваясь в середине уздечки верхней губы. Внешний ход переднесрединного меридиана(жень-май) начинается точкой хуэй-инь, расположенной между анусом и наружными половыми органами, как раз посередине. Иногда ее справедливо именуют «вратами жизни и смерти». Далее он поднимается по центральной линии живота, груди, шеи и заканчивается на подбородке, откуда два ответвления устремляются к глазам. Сами по себе, естественным образом, верхние части меридианов ду-май и жень-май не соединяются. Чтобы замкнуть «орбиту», следует прикоснуться кончиком языка к небу позади верхних зубов — так рекомендуется поступать непрерывно во время практики всех видов «внутренней» работы. Внизу ду-май и жень-май замыкаются между точками чан-цян и хуэй-инь, но неявно. Это происходит на уровне их внутренних ходов, благо точки совсем рядом, в тот момент, когда происходит «поджимание» или «подтягивание» ануса и промежности. Третий важный меридиан, о котором следует помнить и знать — «чудесный сосуд» дай-май, опоясывающий тело на уровне пупка. Он так и называется: «опоясывающий» или «сосуд пояса». Улучшается движение Ци в канале дай-май при всевозможных скручивающих, вращательных движениях корпуса и поясницы, подкрепленными небольшим ментальным усилием.